БОРЗЫЕ ТАЗЫ: ИСТОРИЯ ПОРОДЫ

(главы из книги «Борзые тазы и охота с ними)

 

К.Н.ПЛАХОВ, А.С.ШЕЛЕСТОВА

 

«Величие нации и ее моральный прогресс

можно хорошо оценить по тому,

как она относится к своим животным».

Махатма Ганди.

 

Борзые тазы -  одна  из древнейших пород собак,  относимая к борзым восточной группы, как нельзя более приспособленная к кочевому укладу жизни народов Азии.  Тазы повсеместно  были  окружены особым ореолом таинственности и почитания. Например, по отношению к ним никогда не употреблялось наименование "собака" ("аль кальб" в арабском мире и "ит" у тюркоязычных народов). Их называли только "аль хур" или "тази" (тазы),  что значит "чистый", " благородный", они  всегда  высоко  ценились  в странах Ближнего Востока и Средней Азии. Один из пайгамбаров  выступил даже со специальным разъяснением,  что мусульманские запреты не распространяются на тазы. Им разрешалось жить в одном жилище с человеком,  - на женской половине дома,  в шатре или юрте, на специальном месте, отгороженном занавеской, где тазы лежала на мягкой подстилке. Считалось недопустимым оставить тазы на улице или уложить на землю.  В некоторых азиатских странах для тазы строили специальные помосты над крышами домов, чтобы те могли отдыхать в прохладе и им не докучали бы насекомые-кровососы. Животные,  добытые тазой, считались достойными для употребления в пищу правоверными мусульманами, если только сами тазы не попытаются их съесть.  Борзые и верховые лошади всегда пользовались в мусульманском мире особыми привилегиями:  почистив,  потрепав лошадь, или приласкав, погладив тазу, правоверный мусульманин после этого может сесть на молитвенный коврик или идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения,  какие пожелает.  При этом он не утрачивает  своей  телесной  чистоты,  как это бывает при соприкосновении с вещами или животными,  считающимися нечистыми.  Тазы окружены особой заботой женщин,  которые шьют им специальные теплые покрывала на зиму или легкие,  предохраняющие от перегрева и мух плащи  на  лето.  Корм борзых должен быть питательным и легким, состоять главным образом из мяса.  Для укрепления легких и улучшения скачки  арабы  давали тазы питательную смесь из растертых в тестообразную массу фиников и верблюжьего молока.  Считалось, что так как   салюки (тази) были даны людям Аллахом для развлечения и пользы, то они всегда занимали в арабском мире привилегированное положение - им позволялось, в числе прочих благ, свободно находиться под шатром, есть ту же пищу, что и хозяин и спать в женском отделении. Хорошие тазы ценились чрезвычайно высоко, лучших щенков купить было  нельзя  -  их  дарили  лишь  друзьям  или родственникам,  но  с правом получения любого подарка в ответ. 

В первой книге Авесты (сборника священных книг древнеиранской религии - зороастризма), именуемой Вендидад, две главы посвящены собаке - животному,  особо почитаемому у зороастрийцев. Кроме наставлений по уходу и содержанию собак,  в ней устанавливалось наказание за жестокое обращение с ними: "Собака - сторож и друг, данный тебе...  Она не просит у тебя ни одежды,  ни обуви.  Она помогает тебе ловить добычу,  она караулит твое имущество,  она  забавляет тебя,  когда ты отдыхаешь.  Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи.  Душа такого человека после  смерти  будет бродить вечно в уединении:  даже собака не выйдет к нему навстречу". За убийство собаки, согласно Авесте, следовало наказание более тяжелое, чем за убийство человека. 

История породы тазы насчитывает несколько тысячелетий.  Сейчас уже трудно сказать, кто был ее предком, почему именно в таком направлении шел отбор. Крайне малочисленны археологические, палеонтологические  и  иные  свидетельства.  Обратимся к литературным источникам. Тазы относятся к группе пород собак называемых борзые,  причем к восточным борзым.  Когда и как возникла эта группа?  А.Чайковский (1879) записал легенду об этом:

"Однажды царь Сулайман ибн Дауд (Соломон),  согласно повелению, полученному от Бога,  приказал всем животным явиться к нему, чтобы каждое из них могло высказать свои нужды и желания и выслушать мнения других о самих себе и окружающих. По зову царя собрались все животные,  кроме ежа. Разгневанный неповиновением он обратился к собравшимся животным с вопросом: "Кто отправится на поиски ослушника?".  Из всех выступили двое - лошадь и собака. В их глазах светилось желание и готовность исполнить волю великого царя. Лошадь сказала: "Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не смогу взять его, для этого слишком велик мой рост и ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл". Собака же заявила: "Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста и я не смогу просунуть  ее в логово ежа,  если он скроется туда,  прежде чем я схвачу его".

Выслушав все это, Сулайман заметил:  "Да,  вы правы.  Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить за высказанное ею рвение". Сказав так, царь взял морду собаки обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она   не   сделалась   совершенно  тонкой  и  острой.  Тогда  все присутствующие увидели,  что собака превратилась в стройную изящную  борзую.  Оба  добровольца  немедленно  пустились на поиски и вскоре представили царю упрямого ежа.      Царь Сулайман был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке выказал особую милость.  Считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, избранник Бога сказал лошади и собаке:  "Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога".

Это легенда,  а что говорят по этому поводу исследователи? В ставших  классическими трудах Л.П.  Сабанеева,  вышедших в свет в 1895-1899 гг. (цит. по изданию 1987 г.)  указывается, что древнейшим изображениям этих собак около 6 тысяч лет, а родиной их следует считать Северо-Восточную Африку и прежде всего Древний Египет.  То  есть, по мнению  Л.П.Сабанеева,  родоначальником современных борзых был легендарный тезем - борзая фараонов, отличавшаяся крупными стоячими ушами и  кольцеобразно закрученным хвостом (этих взглядов придерживался, например,  и L.Adametz 1933). Широкое расселение борзых на  запад Л.П.Сабанеев связывает с переселением арийских племен в Европу,  проходившим свыше трех тысячелетий назад,  а на восток и юг - несколько раньше,  одновременно с основанием африканских колоний финикиянами.  Наметились такие центры  их  разведения,  как    страны Аравийского полуострова,  Северной и Северо-Западной Африки.  Дальнейшее улучшение форм и увеличение быстроты борзых  неразрывно  связаны с совершенствованием лошади,  даже обуславливались им. Предки арабов всегда были всадниками и борзая могла быть их единственной охотничьей собакой. В подтверждение этой мысли,  можно привести легенду,  записанную Ибн  Хузайль  аль-Андалуси  в книге "Украшение всадников и девиз храбрецов" (XIV век): "Рассказывают, что Муслим ибн Амр отправил своего племянника в Сирию и Египет для покупки коней.  Этот человек, который был хорошим охотником,  стал отговариваться тем, что ничего не понимает в лошадях. Тогда Сулайман ибн Рабиа, известный знаток коней,  сказал ему:  "У тебя ведь есть тази?" Тот ответил: "Да, у меня их множество".  И Сулайман промолвил:  "Выбирай коней по тем качествам,  которые ты счел бы хорошими для породистой  тази".  И он,  послушав  этого  совета,  привез таких лошадей,  каких арабы доселе не видывали». Проникновение арабских борзых в Среднюю Азию, по Л.П.Сабанееву, определялось распространением там мусульманства,  а дальнейшее скрещивание исходной формы с местными породами привело к возникновению привычного нам облика тазы.  Прилитие  кровей  местных травильных  пород  собак привело к изменению облика,  появлению у ранее гладкошерстных борзых очесов,  подвесов,  висячих ушей и  к огрублению  в  целом.  Эту  точку  зрения  разделяли такие специалисты, как А.А.Слудский (1939, 1965) - автор главных работ, посвященных азиатским борзым тазы,  Э.И.Шерешевский (1953), один из известных отечественных кинологов, А.Д.Поярков (1992) и ряд других исследователей.

Профессор С.Н.Боголюбский (1959), крупнейший авторитет в области изучения породообразования домашних животных, в своих оценках  происхождения  борзых  собак был крайне осторожен и допускал возможность для евразийских борзых как самостоятельного происхождения, так и возникновение их от северо-африканских форм.

Более поздние исследователи стали считать предком  современных пород борзых и самой древней из известных пород собак слюгги, появившуюся у предков арабов в VII-X тысячелетиях  до  н.э.  Речь идет  о двух разных породах борзых и двух центрах их разведения – тезем, происходивший, возможно,  от  собак-парий  Малой Азии или даже из Прикаспийских районов, попал в Египет, а слюгги - в Северную Африку. В дальнейшем, начиная со II тысячелетия до н.э. тезем утратил свое привилегированное положение в Египте, а слюгги, вместе с римскими легионами, а позднее - с арабскими завоевателями распространились по всей Европе и Центральной Азии,  дав  миру  почти все  основные, известные сейчас породы борзых.  Этих или сходных с ними взглядов на происхождение борзых придерживались ведущий специалист в этой области В.И.Казанский,  классик советской кинологии А.П.Мазовер, а также некоторые западные кинологи (Ж.-Ф.  Куро,  H.Glover,  E. de La Morena и др.).

Таким образом,  группа восточных борзых, родоначальником которой сейчас считают арабских слюгги, к которой относятся и тазы,  - это древнейшая  из  всех сохранившихся  до  наших дней пород собак,  возраст ее насчитывает 8-10 тысяч лет.

Теперь обратимся к вопросу о  происхождении  непосредственно породы тазы, точнее об истории появления ее на территории Юго-Западной Азии,  там,  где сегодня находятся государства  Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан и Таджикистан. По данным В.А.Городцова (1940) приручение собаки на территории СССР  состоялось  в  эпоху палеолита (около 10 тысячелетия до нашей эры).  Все находимые остатки,  приуроченные к тому времени,  указывают на  один  -  волкообразный тип собаки.  В эпоху неолита (ок. 8-3 тыс.  до н.э.) произошла дифференциация на не менее чем три   породные   группы   (охотничьи,  сторожевые  и,  позднее  - пастушьи).  Среди домашних животных,  встречавшихся в  поселениях андроновской культуры (ок.  2 тыс.  до н.э.), на пространствах от Северо-Западного  Казахстана  до  Юго-Западной  Сибири,   находки остатков собак единичны (Цалкин,  1972). Люди этой культуры занимались преимущественно кочевым скотоводством, роль охотничьих животных,  в  особенности  тех,  которые могли бы служить объектами охоты с борзыми,  в их питании была невелика,  и  собак  держали, по-видимому, пастушеских  и караульных.  Скифские племена Юго-Западной Азии охотились уже с собаками.  Здесь уместно будет  опять процитировать Л.П.Сабанеева:  "Геродот, описывая быт народов, обитавших на юго-востоке Европы за 500 лет до Рождества Христова,  говорит, что все они занимаются охотой, которая производится следующим образом:  охотник,  высмотрев с вершины дерева  какого-либо  зверя, пускает в него дротиком, а потом, вскочив на коня, преследует раненого с помощью собак.  Очевидно,  это были не борзые,  а ловчие собаки...  Мы имеем полное основание утверждать, что в Малую Азию,  Персию и Прикаспийские степи борзые  были  привезены арабами, покорившими в VII веке Персию, в VIII - Грузию и Туркмению.  Здесь арабские борзые смешались с  туземными  вислоухими  и длинношерстными горными собаками и образовали новую самостоятельную породу так называемых восточных  борзых,  характеризовавшихся короткою псовиною на теле при мохнатых висячих ушах и хвосте, обличавших их смешанное происхождение".

Таким образом,  Л.П.Сабанеев утверждает,  что появление тазы на территории  стран Азии связано с великим переселением народов, происходившем в XIII-XIV вв. вслед за военными походами монголов. Обратимся теперь к другим источникам.  По данным казахстанских археологов, большинство из древних наскальных изображений, встречаемых на территории Казахстана, сделаны во III тысячелетии до нашей эры (эпохи бронзы и железа).  Сцены охот - едва ли не самый часто  встречаемый  сюжет,  есть  и собаки,  но практически все - со стоячими ушами,  длинным или обрубленным хвостом,  удлиненным туловищем и сравнительно короткими конечностями, словом - не борзые. Их ведут на поводу, напускают на подранков,  они задерживают дичь,  - это скорее собаки типа гончей. Мы можем довольно точно представить, как они выглядели, благодаря археологическим открытиям и совершенству скифского звериного стиля.  Изображения собак, преследующих зайцев, на знаменитой золотой пекторали из  кургана  «Толстая  могила»  (Днепропетровская область,  IY век до н.э.),  показывают нам облик скифских охотничьих собак. Нам в наших поездках по Казахстану, удалось осмотреть большое количество петроглифов в пустынных горах Шолак и Дегерес на территории Государственного Национального Природного Парка «Алтын-Эмель». Среди них есть множество изображений сцен охот, в том числе  с собаками и даже с гепардами, но нет рисунков собак типа тазы.

Изучая историю породы тазы, нельзя не упомянуть письменные свидетельства, относящиеся к XIII веку - книги путешествий.  В 1245 г. по  поручению папы римского Иннокентия IV в Центральную Монголию, в ставку хана Гуюка, выехала миссия Плано Карпини, имевшая, прежде всего,  разведывательные  и миссионерские задачи.  Путешествие длилось более двух лет, маршрут его прошел через ставку хана Бату на Волге, далее - через Хорезм, Семиречье и Тарбагатай в Шара-Орду.  В своем описании обычаев народов, через земли которых пролегал маршрут миссии,  Плано Карпини нигде не говорит об использовании на охоте борзых собак, а приводит лишь легенду о боевых собаках.

Не менее интересено и путешествие Гильома де Рубрука, состоявшееся в  1253-1255  гг.,  -  спустя  8 лет после Плано Карпини. Высадившись со своими спутниками в городе Солдаия (Судак) на  побережье "моря Понта" (Черного моря), Вильгельм де Рубрук добрался до города Увек (Укек), недалеко от современного Саратова, а оттуда, через города Кенджек,  в долине р.  Талас, и Кайлак, располагавшийся недалеко от современного Копала - в г. Каракорум, конечную цель путешествия.  Обратный  маршрут проходил несколько севернее. Он сообщает о травильных собаках  страны "Албании" (к северу от Каспийского моря),  очень подробно описывает обычаи встреченных народов и,  в частности, охоты с ловчими птицами,  нагоном, и облавную, принципы  которой были подробно сформулированы еще  Чингис-ханом в Ясе.  Борзых  собак он увидел только в Каракоруме,  о чем писал:  "Я видел также послов одного Индийского султана, которые привели 8 леопардов и 10 борзых собак, наученных сидеть на заду лошади, как сидят леопарды..." (речь здесь скорее идет о гепардах).

Наиболее известны   и  легендарны  путешествия  венецианской семьи Поло, описанные в "Книге Марко Поло о разнообразии мира...". Первое их путешествие проходило с 1253 (54) по 1269 гг.  Выехав из Венеции, они в 1260 г. посетили  Константинополь,  затем  - Солдадию,  далее - к Средней Волге (Берке и Увек),  через плато Устюрт к Ургенчу,  оттуда - к долине Зеравшана,  до Бухары,  через Самарканд, Отрар, по долине р. Или, по предгорьям Восточного Тянь-Шаня на оазис Шачжоу и далее - в г. Ханбалык  (Пекин),  ставку  великого хана.  Второе путешествие длилось с 1271 по 1295 гг.  по иному маршруту: из Палестины - в Армению,  оттуда - на юг, через Багдад и Басру в Ормуз, далее - в Балх, затем, через Кашгар в Шачжоу и Ханбалык и, после нескольких лет  жизни при ставке хана и путешествий по Китаю,  - возвращение морским путем в Басру и Венецию.  Марко Поло описывает  различные охотничьи обычаи встреченных народов,  преимущественно это нагонная охота,  а также с ловчими птицами. Последняя была распространена преимущественно  среди знатных людей.  В ставке великого хана (Хубилая) уже используются ловчие звери и собаки в качестве дополнения к загонной  охоте,  описанной предшественниками Марко Поло. В одном из списков "Книги Марко Поло" говорится, что собаки  эти были  трех родов:  гончие,  борзые и меделянские (травильные). Далее Марко Поло пишет: "Когда великий хан едет на охоту, по одну его сторону едет один брат (смотритель собак) со своими десятью тысячами ловчих и пятью тысячами собак,  а по другую - другой со своими десятью тысячами и со своими собаками...  Любо посмотреть и на охоту,  и на собак,  и на  охотников, заглядишься,  скажу вам, на великого хана, когда он и князья кругом его скачут с кречетами по равнине,  а собаки, смотришь, гонят с той и с другой стороны медведей, оленей и всяких зверей... Кругом тех мест,  где живет великий хан, на двадцать дней пути, никто,  ни  один купец,  ни один ремесленник,  ни один крестьянин не смеет держать соколов, или ловчих птиц, или охотничьих собак. А в других  областях  и  землях могут держать собак и ловчих птиц,  а коль пожелают, так и охотиться". Кроме этого, разнообразных собак, как  крупных травильных,  так и добычливых охотничьих видел Марко Поло в Юго-Восточном Тибете.

Следовательно, еще до XIII века на территории большей  части Юго-Западной, Центральной и Восточной Азии  борзых  не  было,  об этом неумолимо свидетельствуют приведенные источники.  Появившись когда-то в древней Бактрии, Согдиане, а позднее – Индии,  Хорезмском ханстве, восточные борзые в средние века стали быстро распространяться по всей Азии и приблизительно к 1270 г. стали  популярны  в  ставке Хубилай-хана,  в Ханбалыке.

Салюки, азавак, шиллуки, тазы туркменские и казахские, тайган,  бакхмуль,  крымские и горские борзые,  молдавские  волошки, мадьяр-агар и др. - и все это ветви одной породы, точнее - породной группы,  называемой борзыми восточной группы, измененные в соответствии со вкусами и условиями существования народов,  их разводивших.  Общими признаками для этих пород являются относительно длинные, висячие,  чаще - "в бурках", реже - гладкие уши, сравнительно прямые спина и поясница и,  как правило,  короткая, плотно прилегающая шерсть.

На территории  современного  Казахстана  тазы приобрели свою вторую родину,  великолепно вписавшись как в кочевой образ  жизни местного населения,  так и в природные условия края.  И здесь уже новые легенды стали спутниками этой породы.  "Далеко за  горизонтом,  в обители Солнца, куда каждый вечер за теплом и светом уходят многочисленные стада газелей и сайгаков,  там, где никогда не бывает зимы,  а птицы постоянно поют свои песни, выводит свое потомство Гепард и самым лучшим и сильным рождается  в  его  помете тазы, зовут которого Коблан (гепард). А после освещения прикосновением Всевышнего Тазы уходит к людям,  силой, красотой и грацией своей радуя мир". Другой вариант: « В глубокой норе утка Атайка выводит своих птенцов.  Из  одного  из  яиц этой утки рождается и щенок тазы,  скорость полета и выносливость которому передает мать-утка.  Всемогущий Аллах,  дотронувшись  до таких щенков, метит их белым пятном: которого на груди, какого на шее, а другого - на лапах и велит:  не гони, не обидь, накорми. А зовут их тогда: Учар, Жетер, Атай (Летящий, Бегущий, Огарь)".

Легенды легендами,  но гораздо более точными являются  письменные свидетельства. Снова вернемся к Л.П.Сабанееву: "Когда монголы в XIII столетии наводнили Персию и Багдадский  калифат  и взяли Багдад, они, конечно, не могли не оценить охотничьих достоинств и быстроту неведомых им собак,  уже пользовавшихся  большим почетом в  магометанском мире.  Эти борзые были особенно пригодны им для охоты в степях, где они добывали им массу зверей - зайцев, сайги и антилоп,  вполне гармонируя с облавным,  массовым способом охоты, присущим монголо-татарским племенам." Транзитом перемещенные в Юго-Восточную Русь тазы,  во времена Иоанна Грозного,  они дали начало выведению новой породы борзых - русской псовой.

Российский академик  П.С.Паллас, в записках о своих путешествиях по Российской Империи, состоявшихся в первой половине XVIII века  сообщает о виденных им в Яицком городке калмыках:  "Также держат они дворовых собак, которые телом тонки, шерстью гладки, но уши, ляшки и хвост у них хохлаты и к охоте нарочито способны".

Известный русский  охотник  прошлого  века  П.М.Мачеварианов в книге «Записки псового охотника Симбирской губернии» (1876 г.) пишет о восточных борзых  XIX века (называя их крымками): "Некоторые охотники величают крымками широколобых и толстопятых калмыцких и  киргизских  собак,  потому только, что  у них висят толстые уши в мордовский блин.  Были отличные крымки у князя Тюменя в Астраханской  губернии  и  у  киргизского  хана Джангера Букеева;  но теперь их нет.  У рядовых же калмыков и киргизов, кочующих в степях астраханских, саратовских, самарских и оренбургских, почти все вислоушки - выборзки". Вот как описывает исследователь  П.А.Варенцов (1897) охоту "киргизов"  (казахов) Закаспийской области:  "Многие киргизы, кочующие в Мангышлакском и Красноводском уездах Закаспийской  области,  занимаются охотой с такою же любовью, как это делают туркмены и курды, но... предпочитают и очень любят охоту с борзыми собаками и ловчею птицей. На такого рода охоте киргиз не чувствует физического  утомления, так как ему не приходится ходить пешком, сидеть же на лошади и проскакать несколько десятков верст, гоняясь за дичью ровно ничего  не  значит,  -  такая  охота  киргизу,  как истому джигиту, доставляет истинное наслаждение.  Киргизы с борзыми собаками охотятся преимущественно на лис,  корсаков,  волков и сайгаков;  эта последняя охота - самая любимая и выгодная...  Хорошие борзые собаки  в  страшной  цене  у  киргизов и нередко продаются за очень крупные суммы. Вообще можно почти безошибочно сказать, что лошадь и борзая собака для киргиза составляют все;  мне кажется,  что об этих животных он больше заботится,  нежели  о  своей  собственной семье... У  более богатых туркмен (Мервский уезд) встречаются для охоты также борзые собаки, которыми они очень дорожат и ухаживают за ними не менее киргизов.  По заведенному обычаю, собаки, в свободное от охоты время,  так же как и лошади туркмен,  покрываются войлочными  белыми  попонами,  которые их предохраняют летом - от палящих лучей, а зимою - от холода".

Казахстанский ученый  Ю.А.Смирнов (1965) так пишет об охотах в Казахстане в конце прошлого,  начале нашего века:  "Бедняки занимались охотой, главным образом для добывания пропитания своему семейству,  а богачи любили охоту,  как одно из немногих развлечений и удовольствий в степной жизни... Охотник-бедняк охотился преимущественно на дичь съедобную,  добывал и убивал хищников только случайно и производил охоту  или  ловушками или с ружьем...  Богатый же охотник охотился, главным образом, с ловчей птицей или с тазы и предметом охоты у  него  зимой  преимущественно бывали хищные звери:  волк, лисица".

В южных  степях  и  пустынях охота с тазой оставалась в старину доступной лишь сравнительно узкому кругу достаточно состоятельных  охотников,  имеющих  средства  приобрести  такую собаку. Впрочем, это положение долгое время существовало во всех регионах распространения как восточных,  так и европейских  борзых    во многих  странах остается и  сейчас) - особое отношение к борзым,  как в плане привилегий для них,  так и в их стоимости.  Это едва ли не самые дорогие из всех пород собак мира. Например, в средневековой Англии простолюдину под страхом смертной казни запрещалось иметь борзую.     А.А.Слудский (1939) описывает случай,  произошедший до революции,  когда "за одну тазу с верховьев реки Каратала (Семиречье) отдавали  девушку,  отказываясь  от  калыма  в  47 лошадей".  Нам рассказывали, что на ярмарке Коянды-Базар у одного заезжего купца из   Персии   была   куплена  охромевшая  тазы  за  9  верблюдов. Впоследствии этот кобель прославился,  как неутомимый охотник, не страшившийся  вступать  в схватки с волками.  Отголоски о нем или его потомках были использованы в свое время писателем  М.А.Ауэзовым в рассказе "Серый-лютый".  Ирония судьбы - у сегодняшних "новых..." и просто горожан,  тазы считается чем-то не заслуживающим внимания, собакой "не престижной",  не пригодной для  содержания. Порода тазы,  в свое время ставшая гордостью народа,  прошедшая вместе с ним долгий,  многотрудный и многовековой  путь,  сегодня  слишком многими представителями своего же народа просто отвергается, отбрасывается как нечто, не заслуживающее внимания. Грустное зрелище наплевательского  отношения к реликвиям,  доставшимся от предков, не менее грустное и оттого, что в таком же положении изгоя оказалась и другая порода собак - казахский тюбет - прославленный защитник от волков и разбойников.

Серьезной, официально всерьез и грамотно поставленной работы породой тазы в Казахстане, в общем-то,  не было (если сравнивать с другими породами собак в других странах).  Так,  например, на Первой Джетысуйской выставке собак в городе Алма-Ате, состоявшейся в 1927 году, не было ни одной тазы,  а из борзых были выставлены только русские псовые. Для сравнения -  на Четвертой выставке собак т-ва "Московский охотник",  состоявшейся 25-28 декабря 1927 года была выставлена  одна  тазы  туркменского типа,  привезенная  из  Тедженского  оазиса.  На  Первой Всесоюзной выставке собак,  состоявшейся в Москве 18-21 мая  1928 года не было ни одной тазы. Лишь в конце 30-х гг. Каззаготпушнина провела ряд выводок тазы по Казахстану (Слудский,  1939),  но работа эта не получила достойного продолжения.

Первое "официальное"  представление  породы  тазы  кинологической общественности  состоялось  в  1958  г.  на  1  Всесоюзной выставке служебных и охотничьих собак в г. Москве, где было показано 12 тазы казахского и  2  -  туркменского  типов.  В  следующем,  1959 г.,  на первой Казахстанской Республиканской выставке собак, были показаны 9 тазы казахского типа. В этом же году был утвержден Всесоюзный стандарт "Описание признаков среднеазиатской борзой - тазы",  остававшийся в течение долгого  времени почти без изменений.  В нем  даны описания двух  типов  тазы  -  казахский  и  туркменский,  причем для последнего они занимают лишь несколько строк в примечании. 

В 1995 г. Российская Федерация Охотничьего Собаководства, с подачи Кинологической Федерации Республики Узбекистан, утвердила новую редакцию стандарта породы тазы, названную «Узбекско-казахская тазы». В свою очередь, в Казахстане из-за несогласованности кинологической работы, произошло расслоение: одни кинологические клубы  работают по стандарту 1985 года, другие - по стандарту породы, составленному нами и утвержденному в 1996 г. в Кинологической Ассоциации «Сириус».  При этом, эксперты, судившие на казахстанских выставках собак, руководствовались чаще стандартом 1995 г., или стандартом 1985 г., или вообще – как бог на душу положит. Несомненно, что такое разнообразие вкусов и мнений, идет не на пользу самой породе.  В настоящее время возобновлена работа с охотничьими породами собак в системе Казохотрыболовсоюза и в 2000 г. Республиканский Кинологический Совет   рассмотрел  и утвердил новую редакцию стандарта тазы и с этого времени работа с породой в Казахстане стала строиться на основе  нового стандарта.

Опыт кинологической работы показывает, что создание крупного питомника тазы (или нескольких небольших), могло бы предотвратить вымирание породы и резко улучшить ее уровень. В свое время подобным образом в Советском Союзе были воссозданы и нашли своих почитателей такие отечественные породы собак, как русская борзая, кавказская и среднеазиатские овчарки, русско-европейская, западно- и восточно-сибирские лайки. Неоднократно пытались создать питомники и по разведению тазы.  Так, в Туркмении в 1984 г. был начат подбор племенного материала для планировавшегося Гяурского питомника тазы при Туркменском Обществе охраны природы. В конце 80-х- начале 90-х гг. по инициативе Казохотрыболовсоюза был выстроен питомник по разведению тазы в Южно-Казахстанской области. Оба этих питомника угасли, не выполнив стоявших перед ними задач. Не долго просуществовал и питомник «Сункар» в поселке Дегерес, при Казахстанской Ассоциации «Беркутчи». В настоящее время в Казахстане зарегистрированы 2 частных питомника тазы – «Сункар», г-на В.Е. Булекпаева и наш - «Эльхор». К сожалению, из-за небольшого разводимого  поголовья, они не в состоянии оказать какого-либо заметного влияния на породу, хотя и добились в последние годы неплохих результатов.  Кроме азиатских республик  бывшего Советского Союза, тазы разводят в России, на Украине, в республиках Прибалтики. В дальнем зарубежье эта порода встречается в Германии, Финляндии, Дании и других странах. Наибольших успехов в разведении тазы вне районов аборигенного распространения добились заводчики Санкт-Петербурга.

Наиболее серьезным препятствием для широкого распространения породы тазы в  ближнем и дальнем зарубежье является то, что ведущая международная кинологическая организация – Международная Кинологическая Федерация (ФЦИ), не признает этой породы. Связано это как с тем, что Казахстан лишь недавно начал сотрудничество с этой организацией и еще не получил права на выдвижение собственных пород, так и  с тем, что современное состояние породы тазы не отвечает требованиям ФЦИ. Это не только наличие действующего стандарта породы и поголовья, соответствующего этому стандарту, но и Племенная книга породы, полные четырехколенные родословные по крайней мере у 100 – 150 тазы, наличие у них выставочных оценок и описаний. К большому сожалению, не смотря на многовековую историю этой породы, выполнить в Казахстане условия ФЦИ для получения международного признания породы не представляется возможным. Соответственно, для большинства собаководов мира эта порода остается неизвестной или упоминаемой в качестве местных отродий персидских салюки, ухудшенных метизацией. Поэтому на сегодня одной из главных задач по возрождению породы тазы, прежде всего на ее родине, является  международное признание породы. Для этого необходимо не только выведение поголовья, отвечающего критериям ФЦИ, но  и объединение усилий заводчиков, клубов и питомников, работающих с этой породой.   

Исчезновение любой из пород домашних животных это не только оскудение генофонда планеты и потеря элемента ее биоразнообразия,  но и утрата одной из составляющих национального достояния  Казахстана, ибо  каждая  из  них - своеобразный живой памятник культуры и цивилизации народа,  ее создавшего и сохранившего  до  настоящего времени. Памятник, древность которого измеряется тысячелетиями. В отличие  от диких животных,  для сохранения которых требуется, как правило, лишь «политика невмешательства»,  породы  домашних  животных были  созданы  человеком  и  могут  существовать  только  при непосредственном его участии.  Пастушеские собаки и борзые тазы веками переживали вместе с людьми джуты и засухи,  нашествия волков и разбойников,  успешно справлялись с защитой хозяйского скота  и жилища (волкодавы) и добыванием дичи (тазы),  они помогали бескорыстно, зачастую рискуя собственной  жизнью    теряя  ее).  Они прошли и испытания,  посланные нам последним столетием - потрясения революции,  голод 30-х годов,  лихую военную пору, но сейчас, подойдя  к периоду демократизации,  суверенитета и восстановления утраченных исторических ценностей,  они оказались фактически преданными, брошенными на произвол судьбы, теми, для кого жили.

Работа с породами домашних животных, в том числе и собак, требует вдумчивого, грамотного подхода. На практике преобладают потребительские,  "экстенсивные" методы:  "мне  нет  дела  до так называемого "состояния породы", главное,  чтобы мои собаки были лучшими на охоте (побеждали бы на всех выставках)"... И невдомек таким людям, зачастую действительно хорошо знающим где,  в какой стране, питомнике, у какого заводчика и за сколько они могут приобрести соответствующего уровня собак,  что  этот путь  хорош для благополучных,  так называемых "заводских" пород, сравнительно однородных по экстерьерным и пользовательным качествам и не может привести к успеху там,  где порода заброшена,  разнолика и с каждым годом становится все  малочисленнее,  неумолимо приближаясь к рубежу,  за которым следует ВЫМИРАНИЕ.  И здесь уже без специальных восстановительных  мер,  без  улучшения  среднего уровня породы,  без правильной племенной работы не обойтись.  Подъем качества "серой массы" повлечет за  собой  и усиление "элиты",  что, в любом случае, выгодно всем. Просто путь "интенсификации" работы с породой внешне невыгоден,  долог и труден,  гораздо проще тешить себя иллюзиями типа "вот поеду в отдаленный район,  привезу оттуда такую тазу, что все ахнут". Напоминает детскую сказку про трех поросят, мол - зачем сейчас трудиться в расчете на отдаленное будущее,  когда  и  так  неплохо.  Мораль той сказки - бездельник и "полумерщик" погибли оба.  Полумерами здесь уже не отделаться,  ведь всего на памяти одного  поколения  людей тазы  изменились сильно и практически повсеместно,  причем далеко не в лучшую сторону, а от многотысячного когда-то поголовья, какое составляли тазы в Казахстане, остались несколько сотен полузаброшенных,  в значительной степени мешанных собак.

Ухудшающиеся экономические условия, утрата национальных традиций использования, содержания и разведения, интенсивная метизация, уничтожение в ходе антирабических мероприятий, крайне слабая племенная работа и мизерная роль питомников ставят под угрозу существование аборигенных пород собак в Юго-Западной Азии.  Их современное состояние на родине таково, что впору заносить эти породы в Красную книгу Казахстана. Некоторый оптимизм вызывает работа с ними в других  регионах.  Так,  на племенном учете в России,  на Украине, в странах Балтии, Германии, Дании состоит около 200 тазы (больше,  чем  в  Казахстане,  Узбекистане,  Туркменистане и Киргизстане вместе взятых). Это напоминает ситуацию с Китаем - благодаря англичанам,  успевшим  вывезти  и  спасти  китайских собак,  его жителям есть где их посмотреть. Узбекистану и Таджикистану,  например,  повезло меньше:  3 местные породы охотничьих собак уже вымерли. Какой путь выберет Казахстан, зависит от нас самих.

Сохранение вымирающих  азиатских  пород собак - борзых-тазы, тайганов и азиатского волкодава, имеет большое значение не только как  спасение составных элементов генетического фонда и биоразнообразия планеты, но и для заполнения возникшего вакуума в исторически  сложившихся  хозяйственных отношениях и организации досуга народов Юго-Западной Азии.  Такая программа невозможна без квалифицированной племенной работы на базе достаточно мощных  питомников, без государственного и общественного интересов к возрождению этих пород, иначе их судьба на их же родине будет плачевна. Если не принять срочных и специальных мер, то наши статьи и выступления в защиту  тазы   и  казахских пастушеских собак – тобетов могут оказаться реквиемом  для  них. "Люди забыли  эту истину..., но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил" (Антуан де Сент- Экзюпери, "Маленький принц").

Hosted by uCoz